Колонки

Выгорать нельзя зажигать: расставьте приоритеты сами

Пришло время обсудить серьезную проблему, которая становится все более распространенной: синдром профессионального выгорания.

Обычно мы считаем, что выгорание случается только с теми, кто постоянно перерабатывает. Но это не так. Выгорание может возникнуть у любого, независимо от его рабочего графика. Важно различать выгорание и просто усталость, плохое настроение или депрессию. Выгорание — это более комплексное состояние.

Если не распознать признаки выгорания у сотрудника на ранней стадии, это может негативно сказаться не только на его собственной продуктивности, но и на работе всей команды. Хочу поделиться опытом, как мы совместно с руководителями выстраиваем систему, когда что-то пошло не так.

Лайфхак №1: анализ ситуации, выводы – потом

Руководителям следует обращать внимание на совокупность факторов, а не на отдельные симптомы выгорания сотрудника. Например, агрессивность, пассивно-агрессивное поведение или саботаж могут указывать на возможное выгорание, особенно если они сопровождаются снижением производительности.

Поэтому, первый важный совет: замечать изменения в поведении сотрудника, вместо того чтобы ставить диагноз, лучше спросить его напрямую, что изменилось в его жизни. Это поможет определить основную причину проблемы и найти подходящее решение.

Лайфхак №2: любимое дело или обязательства

Первый звоночек на пути выгорания - потеря интереса к работе. Поэтому, второй важный совет: создать безопасную и открытую корпоративную среду, где есть место дружелюбной атмосфере, выражению эмоций и истинных потребностей.

Лайфхак №3: менеджмент

• Обеспечьте прозрачность процессов и справедливую понятную оценку.

• Минимизируйте конфликты, поддерживайте позитивную обстановку в команде.

• Сводите к минимуму рутинные и бессмысленные задачи.

• Учитывайте сильные компетенции сотрудника при распределении задач.

Лайфхак №4: план действий

• Разговор тет-а-тет: выяснить, что вызывает выгорание.

• Обсудить план улучшайзинга: определить путь изменения ситуации (что меняем, зачем меняем, как меняем, кто меняет).

• Обеспечить реализацию плана: убедиться, что план реализуется, и держать сотрудника в курсе прогресса.

Лайфхак №5: поддержка

Необходимо давать возможность сотрудникам выражать свои эмоции открыто, не боясь осуждения, рассчитывая на поддержку.

Лайфхак №6: обратная связь

Рекомендую руководителям занять роль мудрого наставника, который:

• Демонстрирует уважение к своим сотрудникам.

• Избегает критики и обвинений.

• Создает атмосферу поддержки и доверия.

• Помогает сотрудникам развиваться и учиться на своих ошибках.

• Направляет и поддерживает их, не подавляя их инициативу.

Лайфхак №7: управление нагрузкой

Важно понимать, что сотрудники не роботы. Необходимо донести до них, зачем они выполняют определенные задачи и как это связано с целями компании. Для этого надо стараться:

• Грамотно планировать нагрузку и распределять задачи в соответствии с приоритетами.

• Заранее определять периоды высокой активности, когда сотрудники наиболее продуктивны.

• Чередовать эти периоды с запланированными перерывами и отпусками.

• Регулярно пересматривать планы и вносить корректировки по мере необходимости.

Лайфхак №8: забота о себе

Финальный аккорды, которые помогут порефлексировать на тему своего психоэмоционального состояния и поспособствуют тому, где нужно правильно расставить запятые в этом девизе: «Выгорать нельзя, зажигать», такие:

• Признайте необходимость баланса между работой и личной сферой.

• Отмечайте каждое достижение, даже незначительное.

• Поддерживайте здоровую самооценку, уверенность в профессионализме и выработайте иммунитет к стороннему влиянию.

• Честно определите свои ценности и приоритеты.

• Отрегулируйте рабочую деятельность в соответствии с расставленными приоритетами.

• Развивайтесь за пределами работы: танцы, шахматы, спорт, обучение и многое другое.

• Анализируйте и не обесценивайте свои достижения.

– Юлия Перпелюк, HRD

О компании